Происходящее сегодня на территории Украины имеет прямое отношение к истории и истине, к судьбе Русского мира.
С середины апреля пришедшая путем государственного переворота к власти киевская хунта проводит на Востоке Украины карательную операцию (АТО) с использованием авиации, артиллерии и бронетехники по подавлению оппозиционного русского Донбасса. Наиболее ожесточенные бои проходили в Славянске, Краматорске и Мариуполе. Отказ от действовавшего перемирия со стороны Киева в ночь на 1 июля и усиление военного давления вынудили ополченцев 5 июля оставить окруженный и блокированный Славянск. Защитники Славянска под руководством Игоря Стрелкова отошли в Донецк.
За этими внешними военными и политическими событиями в Донбассе и в целом на Украине лежит глубокая и разнонаправленная мотивация субъектов политического действия. Попробуем поговорить об этом.
Происходящее сегодня на территории Украины имеет прямое отношение к истории и истине, к судьбе Русского мира. Это ценностные параметры: различение добра и зла, трактовка свободы и справедливости, понимание человеческой личности как божественного образа, интерпретация истории, определение будущего вектора развития.
Национальные лидеры, русские герои, такие как Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Патриарх Гермоген и другие выдающиеся представители отечественной истории, создавали русскую цивилизацию путем напряженной творческой деятельности на протяжении многих поколений. Новороссия – это органичная составная часть Русского мира, и уже в силу этих обстоятельств у России нет выбора, вмешиваться или нет в происходящее на Украине.
Отметим, что действия киевской хунты вполне системны, последовательны и целенаправленны – оторвать навсегда Новороссию от России, сделать Украину антироссийским и антирусским форпостом, расколоть и сделать невозможной цивилизацию Русского мира. В тактическом плане Киев стремится взять под полный контроль российско-украинскую границу, окружить и уничтожить ополченцев, создать между Украиной и Россией милитаризованную буферную зону.
Методы используются хунтой циничные и преступные: свержение законного президента страны, отказ признать право народа на самоопределение, ведение военных действий против гражданского населения, возрождение нацизма, террор против оппозиции. Нынешняя киевская власть не только нелегитимна, но и преступна. Впрочем, ответственность за зверское массовое убийство сторонников русской интеграции лежит не только персонально на правительственных чиновниках и членах радикальных организаций, но и на украинском обществе в целом.
Следует отметить, что действия хунты упали на благодатную, заранее подготовленную почву: значительная часть украинского общества поддержала правых радикалов, о чем говорят, например, результаты последних социологических исследований, согласно которым большинство населения Украины готовы голосовать на выборах в Верховную Раду за партию Ляшко и других русофобствующих националистов.
Поражение России на украинском направлении будет означать не просто серьезную неудачу во внешней политике, а стратегический провал российской политики евразийской интеграции. В этой связи необходимо политическое решение России активно поддержать курс на независимость Новороссии. Заметим, что это ни в коей мере не подпадает под понятия «агрессия», «интервенция», «оккупация», «сепаратизм». О какой агрессии можно говорить России в Новороссии? Какая российская интервенция или оккупация? Это называется ирредентизм – законное стремление части разделенного русского народа, проживающего на территории государства Украина, к воссоединению с соседним материнским государством – Россией.
Вопрос может обсуждаться только о формах российского участия в освобождении Новороссии. Пока Москва довольно скромно, учитывая, что Киев возобновил карательные операции, отменила сделанное ранее предложение о совместном контроле на российско-украинской границе и прекратила передачу украинской армии боевой техники из Крыма. В связи с подписанием 27 июня Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом правительство РФ готовит меры по защите своего внутреннего рынка, идут сложные переговоры по условиям поставок на Украину российского газа. Таких мер со стороны России явно недостаточно. Необходимы поставки современного оружия ополченцам, в том числе тяжелой техники, современных ПВО и ПТО, оказание им финансовой и материально-технической помощи.
Но и положение киевской хунты представляется неустойчивым: кризис в экономике, слабость государственных институтов, огромные затраты на проведение АТО, внутренние конфликты и борьба за власть, передел собственности. Осенью на Украине по всем прогнозам грядет газовый кризис.
Украинские олигархи создают и финансируют собственные военные формирования. Это интересный феномен. Он связан с потерей монополии государства на основную функцию – обеспечение безопасности. Военные формирования «Правого сектора» и «Самообороны Майдана» принимают участие в имущественных конфликтах; в частности, их жертвой оказываются интересы Ахметова и Януковича. Частные военные компании защищают интересы своих работодателей и принимают участие в боевых действиях. Участие в конфликте частных армий и нерегулярных военных формирований создает предпосылки для размывания ТВД, хаоса, неразберихи, применения диверсионных и террористических методов борьбы.
Через негосударственные военизированные формирования иностранные корпорации, местные олигархи и просто криминализированные структуры оказывают давление на власть в Киеве, вынуждая ее принимать соответствующие решения. Известно, что таким образом лоббировалась отмена перемирия с Донбассом. Показателен пример олигарха Коломойского, руководителя финансово-промышленной группы «Приват», который стал губернатором Днепропетровской области и сформировал собственную армию. За последнее время Коломойский укрепил свое влияние также в Харьковской и Одесской областях, уничтожив и подавив там пророссийскую оппозицию, установив режим личной диктатуры и информационной цензуры. Басманный суд Москвы заочно арестовал Игоря Коломойского по обвинениям в организации убийств и применении запрещенных средств и методов ведения войны.
Между правящими олигархическими кланами Порошенко, Коломойского и Ахметова идет жесткая борьба за власть. Победителем в ней станет тот, кто установит наиболее авторитарный, жесткий и антироссийский политический режим.
Какова геоэкономическая подоплека украинского кризиса? Это, прежде всего, борьба за экономические ресурсы. Украина с 43 миллионами населения занимает по территории второе место в Европе. К природным ресурсам Украины относятся: железная руда, уголь, марганец, природный газ, нефть, соль, сера, графит, титан, магний, никель, ртуть, древесина, пахотная земля. Украина выгодно расположена географически, имеет достаточно развитую индустрию. К наиболее развитым отраслям народно-хозяйственного комплекса Украины относятся тяжелая промышленность, транспорт и энергетика. Промышленно развитыми регионами Украины являются, прежде всего, Донецкая, Луганская, Днепровская и Запорожская области, а также города Киев, Харьков, Одесса и Львов.
Особенно следует выделить значение Украины как транзитного государства в отношениях экспортеров и импортеров энергоресурсов. В этом основную роль играет трубопроводный транспорт Украины. Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Европу, и, таким образом, Россия как поставщик и Украина как транзитер играют ключевую роль в вопросах обеспечения природным газом европейских потребителей. Эта ситуация сохранится до полной реализации газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток».
В настоящее время российские компании принадлежат к крупнейшим инвесторам украинских предприятий, в том числе в таких отраслях, как энергетика, металлургия, нефтепереработка, связь, химическая промышленность, машиностроение и т. д. По оценкам экспертов, с учетом российских капиталов, скрытых в офшорных зонах, реальная доля российских инвестиций на Украине может составлять 15-20% от их общего внешнего объема.
Таким образом, контроль над Украиной означает контроль над мощным трудовым, промышленным и транзитным потенциалом, имеющим большое значение и для Европы, и для России. Контроль над Украиной – это важнейший элемент контроля над социально-экономическими процессами во всей Евразии.
Географические и экономические факторы обуславливают геополитическую картину конфликта на Украине. США стремятся взять под себя этот важный регион, позволяющий во многом решать вопросы политического лидерства в Евразии. Оторвать Украину от России, расколоть Русский мир, сделать врагами части единого русского народа – давняя мечта многих западных политиков, в частности, Збигнева Бжезинского. Для этого и делались «цветные революции» на Украине, включая последний Майдан, закончившийся при активном участии местных еврейских олигархов и западных спецслужб государственным переворотом. Решение Порошенко о прекращении перемирия с ополченцами Донбасса, вопреки рекомендациям и инициативам России, Франции и Германии, явно было принято под влиянием американцев.
Сейчас США делают ставку на провоцирование масштабной войны между Россией и Украиной, чтобы создать ситуацию управляемого кризиса, наносящего удар одновременно по России, Украине и Европе. Следствиями такой войны станут изоляция России, окончательная американская колонизация Украины, ослабление экономического развития Европы как следствие сбоя поставок энергоносителей. При этом американцы претендуют на полный тотальный контроль над всей Украиной. Вариант раздела на какие-то исторические сферы влияния их не устраивает.
Большая опасность дальнейшего развития вооруженного конфликта, особенно учитывая заинтересованность в этом США и западных корпораций, состоит в применении на территории Украины и России сирийского сценария с преимущественным использованием сетевых террористических методов ведения войны, сопровождающихся захватом населенных пунктов, жизненно важных объектов инфраструктуры, этническими чистками и насилием над мирным населением.
Учитывая общую угрозу развития подобной ситуации для всего европейского региона, можно было бы рассчитывать на некую координацию действий по деэскалации конфликта в формате договоренностей Киев – Берлин – Париж – Москва, но при условии, что сами политические лидеры руководствуются рациональными мотивами и национальными интересами, а не внешними инструкциями, что особенно актуально для главарей киевской хунты.
Стратегические цели Вашингтона по сохранению мирового лидерства в XXI веке предполагают господство в Евразии путем ослабления суверенитета национальных государств и недопущения создания неподконтрольных интеграционных центров силы. В связи с тем, что Россия пытается инициировать собственные проекты и проводить независимую внешнюю политику, в том числе на украинском направлении, американцы будут готовить, по образцу Украины и других государств, замену кадров российской власти на более управляемые и прозападные.
Неудача на Украине приведет к недовольству русского народа и патриотических элит, что может быть использовано для подготовки революции или переворота в России с последующей перспективой дезинтеграции российского государства. В этом контексте вполне можно согласиться с оценкой советника президента России Сергея Глазьева: «Мы должны оценивать «Сопротивление Донбасса» как движение в защиту не только местного населения от нацистской хунты, но и защиту России от американской агрессии, а также всего мира от четвертой мировой войны. Бойцы народного ополчения Донбасса – это защитники Русского мира, не по своей воле оказавшиеся на передовой новой мировой войны».
Рассматривая геополитические аспекты, нельзя упускать из виду и фактор Китая. Потеря Новороссии будет воспринята на Востоке как слабость России и послужит сигналом к резкому усилению китайской, а возможно, и японской экспансии на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию.
А что в самой России? Как влияет ситуация в России на позицию по Украине? Отметим, что ситуация в стране непростая: технологической модернизации не происходит; колоссальная несправедливость в доходах и собственности; в национальных отношениях куча проблем, и прежде всего не решен «русский вопрос»; коррупция; преступность; отсутствие социальной мобильности и т. д. Российские банки и предприятия, по оценке Центробанка, вывезли из России в первом квартале 2014 года 50,6 миллиарда долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года чистый вывоз капитала вырос в 1,8 раза. Как заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин на слушаниях в Совете Федерации: «В последние три года происходит рост внешнеторговых операций с офшорными компаниями. Объем оформленных товаров по таким внешнеторговым контрактам составил в 2010 году 242 миллиарда долларов, в 2011 году – 305 миллиардов, в 2012 году – 321 миллиард», а это не что иное, как распространенная схема уклонения от налогов.
Без целенаправленной системной политики национальной солидарности все разговоры о консервативных ценностях, рассуждения о добре, зле и прочих экзистенциальных вещах воспринимаются из уст власть имущих, мягко говоря, неубедительно и двусмысленно.
По Новороссии среди различных элитных групп нет консолидированной позиции. Многим представителям российской «элиты» не нравится обострение отношений с Западом, так как их жизненные стратегии были выстроены с ориентацией на западные ценности. Их деньги, собственность и семьи находятся там. Если Коломойский из своих средств финансирует частную армию, которая ведет войну с пророссийскими ополченцами, то трудно представить ситуацию, что Весельберг, Усманов, Прохоров, Тимченко, Алекперов и другие российские олигархи из своих средств готовы помогать тем, кто сегодня защищает «русскую весну» на Украине.
Владимир Путин пытается претендовать на роль сильного русского православного политика, собирателя исторических русских земель. По словам Путина, несмотря на отмену разрешения Совета Федерации на ввод войск на Украину, «наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических до предусмотренных в международном праве гуманитарных операций, права на самооборону».
Против Путина сейчас ведется целенаправленная информационная атака, имеющая акцентированно личный характер. Понятно, почему это делается. Перед российским руководством стоит сложная задача: удержать Новороссию – это с одной стороны, а с другой – не допустить войны между Россией и Украиной. И потеря Новороссии, и война с Украиной будет означать катастрофическую неудачу. Полагая, что государственное управление осуществляется в России в «ручном режиме», инициаторами информационной атаки делается ставка на психологическое давление в отношении высшего должностного лица в надежде на его эмоциональный срыв и принятие опрометчивого решения.
Между тем время работает отнюдь не на хунту. Да, они укрепляют государственный аппарат своими кадрами, усиливают армию, пытаются проводить разнообразные институциональные реформы, но в условиях ухудшающегося экономического положения и мощного сопротивления со стороны Донбасса этот режим долго не продержится и выстраиваемая им политическая система не будет устойчивой. Уже осенью-зимой можно ожидать новой политической ситуации на Украине, в которой Киев вынужден будет искать компромиссы с Новороссией и самой Россией.
В этой связи отметим, что федерализация Украины – это не решение вопроса: на практике она будет означать украинизацию Новороссии. Да и сам Киев стоит сегодня на позиции унитарной Украины.
Автор Виталий Журавлев