При этом обязать расплачиваться за грехи погибших или осужденных террористов их близких предлагается только в случае, если те были в курсе зверских планов своих братьев, мужей или сыновей и содействовали им.
Кроме материальной ответственности предусматривается возможность уголовного преследования родных боевиков и значительное повышение сроков заключения по террористическим статьям. Но главная новация документа все-таки в том, что в Уголовный кодекс вводятся два новых наказания. Во-первых, это конфискация имущества как отдельный его вид. Во-вторых, арест банковского счета с изъятием денежных средств — тоже как особая кара для родственников обвиняемых в террористических преступлениях. В действующей редакции Уголовного кодекса таких видов наказания нет.
Конфискация у родственников террористов предусмотрена в том случае, если имущество получено ими за счет средств лица, совершившего преступление, или в результате их содействия в какой-либо форме террористу. При этом факт содействия должен быть обязательно доказан в суде. Конфискацию и арест чеченские парламентарии предусмотрели и для тех, кого осудят за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» (ст. 205.2 УК).
В примечании к действующей статье 205.1 содействие террористической деятельности законопроект предлагает уточнить понятие «пособник». В новой формулировке — это тот (не обязательно родственник), кто умышленно содействует совершению преступления советами, указаниями, информацией, предоставлением средств и орудий совершения преступлений, обещает укрыть преступника, следы или предметы совершения преступления, или даже продать полученное в результате преступления имущество.
Законопроектом кроме того повышаются в целом и все сроки по террористическим статьям — в среднем на 5-10 лет. Скажем, если сейчас по статье 205 УК «террористический акт» дают от 8 до 15 лет, то предлагается от 15 до 25. По 206-й статье захват заложника ныне за решетку нельзя отправить более чем на 10 лет, тогда как предлагается «десяточку» сделать минимальным наказанием, а верхнюю планку поднять до 15 лет лишения свободы. За призывы к терроризму новое наказание составит от трех до пяти лет лишения свободы.
Чеченские парламентарии одобрили внесенный законопроект в конце прошлого года. Через несколько недель после страшного теракта в Грозном 4 декабря в результате нападения боевиков на столицу Чечни погибли 14 сотрудников правоохранительных органов и один мирный житель. 11 террористов были убиты. После теракта глава Чечни Рамзан Кадыров впервые заявил об ответственности родственников боевиков за их злодеяния. «Пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей», — сказал чеченский лидер.
На сайте республиканского парламента по поводу разработанного законопроекта поясняется, что применяться новые нормы станут не огульно, а исключительно на основании четких доказательств связи конкретного боевика со своими родственниками и установления фактов их помощи ему. Спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов указал, что люди нередко решают стать террористами-смертниками за большие деньги, которые впоследствии получают их родственники.
Кстати, «чеченский» законопроект гораздо мягче аналогичных норм, применяемых по отношению к родственникам террористов в Израиле.
Однако стоит отметить, что с 2013 года возможность изъятия имущества у близких, осужденных за террористические преступления, уже существует. Закон «О противодействии терроризму» позволяет по иску прокурора возмещать ущерб, нанесенный терактом, не только за счет средств террориста, но и за счет средств его родственников и близких.