В воскресную ночь в Беверли-Хиллз объявили победителей престижной, второй после «Оскара», кинопремии «Золотой глобус». Ее лауреатов выбирает Голливудская ассоциация иностранной прессы. Фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
Отмечу, что в 1969 году «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» стала картина Сергея Бондарчука «Война и мир». После этого «Золотой глобус» Россия не получала не разу.
В чем же причина присуждения Звягинцеву столь высокой награды от ассоциации иностранной прессы? Не умоляя художественной ценности фильма, согласитесь, несколько странно, что в течение 46 лет российский кинематограф был фактически вне игры по дележу глобусовских наград, а сегодня «Левиафан» вошел в число победителей. Действительно, есть несколько неоднозначных моментов связанных с данной картиной:
1. Актеры фильма сообщали о своем негативном отношении к существующей российской власти. В частности, главную роль в фильме «Левиафан» сыграл советский и российский актёр театра и кино Алексей Серебряков. Интересно, что в начале 2012 года Серебряков эмигрировал вместе с семьёй в Канаду. Причиной отъезда, по словам самого актера, стала сложившаяся в России неблагоприятная социальная обстановка, связанная с ростом агрессии и нетерпимости, несоблюдение властями элементарных гражданских прав населения. Периодически приезжает в Россию на съёмки и кинофестивали, в гости к родственникам и друзьям, но не более того.
2. В своем интервью Звягинцев указывает, что «Левиафан» — фильм о российской безысходности. Режиссер сообщает: «Понимаете, у каждого есть так называемый приемник, настроенный на определенную волну. Кто-то слушает «Эхо Москвы», кто-то радостные вести с полей. Человек сам себя настраивает. Но так уж устроен мой организм, что я вижу мир трагически и ничего с этим поделать не могу». Также Звягинцев отмечает падение культуры кинопублики в России, приводя в пример Европу и Америку: «Просто делаешь фильм, исходя из себя, и находится зритель, которому это интересно. А в Европе и Америке есть культура посещения кинотеатров. Семейная, можно сказать. У нас она тоже была, но почему-то иссякла».
3. Также, в интервью Звягинцев отмечает, что с удовольствием откликнулся бы на предложение из Голливуда, но не знает английского языка: «Меня уже дважды приглашали вступить в американскую Гильдию кинорежиссеров. После «Возвращения» Луиджи ди Лаурентис предлагал сделать совместный проект. Были и в Америке заинтересованные люди. Но я почему-то никак не отреагировал, просто написал, что подумаю. Брэд Питт, только создавший вместе со своей тогдашней женой Дженнифер Энистон свою компанию, собирался поддерживать авторское, независимое кино. Они очень были заинтересованы. Он показал «Возвращение» своей команде как образец: вот такие фильмы мы будем делать! Это было, конечно, очень лестно. Я и до этого считал, что Питт не глянцевая обложка, а очень интересный человек. Но, к своему стыду, я не знаю английского языка. А для съемок в Америке нужно хорошо им владеть».
Таким образом, Звягинцев и сам фильм «Левиафан» носят весьма «верную», антироссийскую политическую окраску с точки зрения Голливуда. В связи с этим, становится все сложнее отделаться от ощущений политических мотивов вручения «Золотого глобуса» за данный фильм. Отмечу, что в российском прокате фильм появится 5 февраля 2015 года. Придет ли публика на фильм – поживем, увидим.