Получил ценный опыт путешественника и хочу теперь задать два вопроса разбирающимся в авиабизнесе читателям. На мой свежий взгляд, что-то уже конкретно прогнило в Датском королевстве.
Итак, ситуация. Подхожу вчера к стойке регистрации S7 в Домодедово, кладу на стойку паспорт, чтобы мне выдали посадочный талон. Прихожу весьма заранее: рейс вылетает в 17:45, а я пришёл в 16:15. Начинаю уже тянуться за кошельком, чтобы оплатить лишнюю тысячу рублей за дополнительные 25 сантиметров места для ног.
И тут девушка за стойкой радует меня известием: оказывается, S7 продало слишком много билетов, и теперь на мой рейс не влезает 30 пассажиров. Включая меня. Дескать, простите, пожадничали, ерунда вышла. Дальше девушка приносит мне дежурные извинения от имени авиакомпании и с прискорбием сообщает, что ближайший рейс, на котором я могу улететь в Санкт-Петербург, будет только в 7 утра. И что если это меня не устраивает, она может вернуть мне деньги за билет.
Я на всякий случай огляделся вокруг, чтобы убедиться, что я ничего не перепутал, и не нахожусь в какой-нибудь африканской стране. Как можно было продать лишние 30 мест, а потом, подставив пассажиров, улыбнуться и сказать «так получилось»? Сейчас ведь не 1995 год.
Представьте, вы приехали на автосервис, попросили починить вам проколотую шину. Оставили автомобиль, покушали в соседнем кафе, возвращаетесь через два часа. А вам говорят: «Извините, мы вот шину вашу починили, но уехать вы не сможете. Мы пока суть да дело ваш аккумулятор продали другому клиенту. Думали, у нас на складе есть запасной, но ошиблись. Так получилось. Мы понимаем, что вам сейчас надо ехать в другой город, ну да ничего страшного — завтра утром мы вам поставим новый аккумулятор и поедете себе спокойно. Или, если хотите, вернём вам стоимость аккумулятора деньгами».
Дикость? Для России — дикость. Для Африки, пожалуй, нормально. Однако слушайте дальше. Посмотрев на наивное лицо сына джунглей, вы требуете от него выкатить ваш лишённый аккумулятора автомобиль на улицу и тут замечаете напротив магазин автозапчастей. Заглянув в этот магазин вы наблюдаете там… большой ассортимент аккумуляторов. Вы покупаете аккумулятор, ставите его себе в машину и с радостью уезжаете подальше от простодушного сервиса.
Я знаю, вы сейчас спросите: почему же укравший ваш аккумулятор негр не решил вашу проблему очевидным способом — не купил аккумулятор в магазине запчастей напротив. Объясняю. Потому что в магазине аккумулятор стоил 120 долларов, а завтра утром ему бы привезли аккумулятор за 100 долларов. Какой смысл дарить лишние 20 долларов клиенту? 20 долларов-то не лишние.
Так получилось и с авиакомпанией S7. Получив от них какой-то мутный корешок на возврат денег (денег по нему, кстати, я так и не получил), я в процессе разговора с кассиром внезапно выяснил, что вечерние рейсы в Петербург, оказываются, есть в промышленных количествах. Просто билеты на них стоят уже даже не 7 тысяч, а все 11 (при обычной цене в 3 тысячи рублей). Я купил билеты на один из рейсов другой авиакомпании, и ближе к полуночи вдыхал уже свежий воздух родных болот.
Проще говоря, S7 не только подставило меня, продав моё место в самолёте кому-то другому. S7 ещё и предпочло ради экономии 4 тысяч рублей разницы обмануть меня, сказав, будто свободных мест на рейсах в Петербург не будет до завтрашнего утра.
Я понимаю, авиакомпания — сложный бизнес. Это не скупка цветного металла и не ларёк со спиртным, тут надо проявлять чудеса планирования и изворотливости, чтобы огромные лайнеры летали из аэропорта в аэропорт. Накладки случаются, это нормально. Однако когда авиакомпания не только продаёт билет в два раза дороже нормальной цены, не только пускает налево место клиента, который рассчитывал на этот рейс, но ещё и пытается ради экономии 4 тысяч рублей повторно надуть пассажира, который только пострадал из-за её жадности — это уже за гранью добра и зла. Такой хоккей нам не нужен.
Теперь, как обещал, два вопроса опытным читателям.
Вопрос первый. Перепродажа мест
Насколько я знаю, перепродажа мест — когда на лайнер продаётся немного больше мест, чем он вмещает, общепринятая практика. Конечно, мало кто жадничает и продаёт аж на 30 мест больше, чем вмещает лайнер, однако продажа пары процентов лишних мест является распространённым способом оптимизировать издержки — ведь всё равно на каждый рейс кто-то опазывает, а кто-то не приходит вовсе.
Так вот. Почему эта практика не ограничивается законодательно? Это ведь, по сути, мошенничество — причём опасное. А если у не поместившегося в самолёт сгорает турпутёвка размером в его месячную зарплату? А если это больной человек, которому нужно срочно попасть к врачу в другом городе? Потери от задержки на день легко могут превысить стоимость билета в 100 раз.
Гражданская авиация — это инфраструктура страны. А когда речь идёт об инфраструктуре, подобные варварские шалости просто не нужны. Представьте, что вам говорят на кассе: «мы сделаем вам скидку в 3%, но вы за это будете участвовать в лотерее — „кто успел, тот и сел“». Согласитесь? Уверен, что нет.
Полагаю, нужно сделать перепродажу мест невыгодной для авиакомпаний, обязав их предоставлять билет на ближайший рейс, даже если там остались только места бизнес-класса, которые стоят в несколько раз дороже. Если же таковых рейсов нет в природе, пусть авиакомпания возвращает пассажиру тройную стоимость билета — причём не в виде какой-то мутной расписки, как это сделала S7, а прямо наличными на стойке авиакомпании, чтобы пассажир мог сразу же начать решать подкинутые ему авиакомпанией проблемы. Это заставит авиакомпании более взвешенно подходить к таким жлобским методам экономии.
Пару дней назад у меня изменились планы и я сдал билет обратно за несколько часов до рейса. Билет стоил 11 тысяч, вернули мне 4 тысячи. Раз уж авиакомпании возвращают только треть от стоимости билета, будет вполне справедливо, если и за свою жадность они будут платить втрое больше.
Вопрос второй. Цены на билеты
Вот есть, допустим, маршрут Москва-Петербург. Обычная цена за обычный авиабилет на этом маршруте составляет от 2800 до 3600 рублей. Вместе с тем, например, на завтра есть рейсы, билеты на которые стоят 15-19 тысяч рублей. Такая же ситуация наблюдается и на других направлениях. Цена билетов на два рейса, которые вылетают в одном направлении с интервалом в несколько минут, может отличаться в разы.
Как так получается? Себестоимость-то полёта всегда примерно одинаковая: керосин там, зарплата экипажу, сборы в аэропорту… Как может цена на один и тот же товар скакать в 7 раз?
Поправьте меня, если я ошибаюсь и чего-то не учитываю, но со стороны это выглядит как классическая игра спекулянтов. Заряжаем цену в разы и рассчитываем, что кому-то будет очень нужно, и он купит даже по этой цене. Примерно так некоторые таксисты требуют с пассажиров в несколько раз больше денег, когда что-то случается с метро.
Почему это не бизнес, а спекуляция?
Представьте себе небольшой городок, на который внезапно обрушивается аномальный снегопад. Город отрезается от снабжения, и первый грузовик с продовольствием можно ожидать не ранее, чем через неделю, когда будет расчищена дорога.
Как может себя повести владелец продуктового магазина?
Вариант первый. Увеличить ценник в 10 раз. Голод-то не тётка, будут покупать и по этой цене. Конечно, кому-то придётся сидеть всю неделю голодным, однако какое до этого дело спекулянту?
Вариант второй. Оставить ценник прежним, но при этом ограничить выдачу продуктов в одни руки, чтобы никто не увлёкся закупками и хватило всем.
Вполне очевидно, что первый вариант — это жлобство даже по либеральным меркам. Использование монопольного положения в гнусных целях. Второй вариант — очевидный порядок действий для адекватного бизнесмена, который уважает себя, и который не собирается закрывать свой магазин после восстановления прерванного снегопадом снабжения.
Так вот. Мне кажется, наши авиакомпании думают, что раз они перевозят миллионы пассажиров, они могут игнорировать элементарные правила честного бизнеса и увеличивать цены в несколько раз в расчёте на сложное положение пассажиров, которым часто нужно лететь срочно. Полагаю, авиакомпании несколько оторвались уже от действительности и полагают, что «городок», в котором они работают, слишком велик, чтобы заботиться о репутации.
Это очень неправильно. Повторюсь, пассажирская авиация — важнейшая часть инфраструктуры нашей необъятной страны. У любого человека должна быть возможность сесть и полететь в любую точку России, причём по нормальной, а не по заряженной в 7 раз цене.
При этом к попыткам обосновать увеличение цен в разы я отношусь с крайним скепсисом: у железных дорог, у которых куда как меньше возможностей для маневра, почему-то получается держать цены стабильными, меняя их не чаще, чем раз в несколько месяцев.
Лично мне на данный момент кажется, что причина диких цен на некоторые рейсы заключается в банальном варварстве авиакомпаний, которые пользуются отсутствием запрета на спекуляции. Поправьте меня, если я чего-то не учитываю.