8 января 1654 года состоялось знаменитое Народное Вече казачьих атаманов Запорожской Сечи под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, который назвали «Переяславская Рада». В результате Украина, тогда называвшаяся Малороссией, присоединилась к Московскому княжеству. Но мы рассмотрим ещё ряд событий, произошедших до этой Рады и после неё, чтобы понять, откуда растут уши сегодняшней политпроституции украинских самостийников.
До Переяславской Рады Малороссия входила в состав польского королевства – Речи Посполитой. В 1647-м году Богдан Хмельницкий обиделся за что-то на польского короля Владислава и объявил ему, что больше тому не подчиняется. А за подмогой обратился к турецкому султану Исламу Гирею. Тот подмогнул войском, чтобы от Польши отбиться. Пока бились, король Владислав умер, а на трон взошёл новый король Ян Казимир.
Хмельницкий решил, что новый король – это то, что надо, отправил турецкое войско восвояси и начал уверять Казимира в своей верноподданнической преданности. Казимир простил бунтовщика, но польский Сейм новый договор с казаками не утвердил и послал на казаков правительственное войско. Хмельницкий, чуя, что запахло жареным, опять побежал за подмогой к туркам. Султан снова выделил большую армию. На этот раз поляки отступили, и договор подписали, но на выгодных для Хмельницкого условиях.
Однако, казаки своей вольницей (точнее, разбоями) видимо так досаждали полякам, что в 1950-м году Сейм денонсировал подписанный договор и решил наказать бунтарей. Хмельницкий снова по привычке побежал за подмогой к султану. Но на этот раз Гирей предложил в ответ принять казакам подданство Османской империи. Почесав чубы, казаки нашли единственный выход: искать защиты у Москвы.
19-го февраля 1651-го года в Москве собрался Земский Собор, где решали судьбу присоединения Малороссии к Московскому княжеству. Московитяне посчитали, что этот акт может вызвать нежелательную войну с Польшей, и в воссоединении отказали. Хмельницкий снова начал упрашивать турок помочь. На что Гирей схитрил и послал тому только небольшое войско крымчаков. Хмельницкому на этот раз финт не удался, и в июне 1651-го года поляки разбили его сборную армию наголову. По итогам этого поражения с казаками был подписан новый договор, для них унизительный и кабальный.
Но наш пан Богдан ще не вмер, а в пороховнице у него ещё пороху было навалом. В 1653-м году Польша увязла в затяжной и тяжёлой войне со Швецией. Хмельницкий воспользовался таким подарком судьбы и опять прибежал к московскому царю, мол, возьми меня, я весь твой! Решив, что на этот раз ей ослабленная Польша не грозит, Москва согласилась на воссоединение. Ну, а Переяславская Рада только утвердила это решение. В этом месте по традиции бросают шапки вверх, делают салют и пьют шампанское. Однако…
…Очередное предательство украинцев, которое мы теперь отмечаем как «праздник братского воссоединения», к сожалению, не стало последним. К 1657-му году терпение казачьей вольницы к московским порядкам закончилось. Хмельницкий самостийно заключил военный договор со Швецией и отправил туда казачье войско на войну с Польшей. Это было его роковой ошибкой, потому что из Москвы по его душу выехало высокое начальство с широкими полномочиями. От царской расправы Хмельницкого спасла только его скоропостижная кончина, очень своевременная и загадочная…
Новый атаман Иван Выговский тут же собрал казаков на Генеральную Раду, где решение Переяславской Рады о вхождении в состав Московского княжества было отменено. 16 сентября 1658 года Ян (Иван) Выговский подписал договор с Польшей, по которому Украина уже не как Малороссия, а под более величественным новым названием «Великое княжество Русское» вернулась в состав Польши.
Царь Алексей Романов тут же посылает большую армию на усмирение бунтарей. Казаки, как всегда, опять выклянчили помощь турок. Возле Конотопа в июне 1659-го года произошло сражение, которое укры теперь гордо вывешивают на выпяченную грудь. Московское войско потерпело сокрушительное поражение. Но от плодов победы казаки перегрызлись между собой и Выговского сняли с поста гетмана, выбрав нового – Петра Дорошенко. Выговский обиделся и побежал с московитянам за защитой, но не успел ею воспользоваться. Поляки, прознав об измене Выговского, быстренько его умертвили.
В «Великом княжестве Русском» начала разрастаться междусобица. Этим воспользовался московский царь и в 1661-м году послал новое войско на берега Днепра. К этому войску присоединились казаки, которые присягнули Москве. Судьба сего похода ещё более трагична, чем первого. В самый ответственный момент казачьи войска предали русских, те оказались в окружении, и предпочли сдаться от безвыходности, попав на рабские рынки Востока.
Однако любовь казаков с Польшей опять была недолгой. В 1663 году Гетман Дорошенко с казаками приняли очередное судьбоносное решение уйти из Польши в Османскую империю под турецкого султана, и султан их принял. Тут терпение уже кончилось у Москвы и поляков, и они заключили между собой союз в борьбе с неуёмной казачьей вольницей. В результате 1667-м году учинили им такой совместный разгром, что те, чтобы спасти свои продажные задницы, пошли на условия, которые им были выдвинуты: быть под двойным подданством Москвы и Варшавы, и сидеть смирно. Украину разделили по Днепру на две части и на этом успокоились.
Но успокоились напрасно. Османы в 1672-м году собрали огромное войско, присоединили к нему верных казаков и двинулись на Польшу. Полякам тогда досталось много крови и грабежей. Турецкая армия дошла до Львова. Только военный гений гетмана Яна Собесского сумел справиться с этим нашествием янычар. В 1673-м году он нанёс поражение турецкой армии, в три раза превосходившей по численности польскую. Таким образом, статус кво контроля над казачьими территориями был восстановлен.
Затишье на территории русского подданства продолжалось до времён царя Петра Первого. Как мы знаем из истории, тогда в Малороссии гетманствовал Иван Мазепа, обласканный московскими царедворцами. Однако сиятельный пиетет не помешал ему вместе с казачьим войском предать царя Петра в 1708-м году при битве под Полтавой против шведов. В отместку Пётр в мае 1709-го года окружил, захватил и казнил много запорожских казаков, подло предавших царя.
Окончательный крест на вольнице Запорожской Сечи поставила царица Екатерина Вторая. В 1764 году она ликвидировала на Запорожье институт гетманства. Указом Сената от 29 июля 1775 года казаки, как понятие и каста были упразднены, они были записаны крестьянами и мещанами. Таким образом, перестало существовать запорожское казачество.
Но записанная в генетике страсть нагибаться под сильного и богатого ещё многократно отзовётся в украинской крови новыми предательствами и другими подлостями, которые мы видели, видим и, наверное, ещё увидим.