Сердюков создавал новую армию по заданию Путина

После многих лет молчания бывший министр обороны Анатолий Сердюков, наконец, нарушил его и дал большое интервью. Оно получилось откровенно односторонним, герой интервью и журналист перечисляют только положительные действия министерства с 2007 по 2012 годы, однако учитывая, сколько разных обвинений было высказано против него, это понятно и в конце концов одно компенсирует другое.
Важнее другое — Сердюков приводит такие аргументы, против которых возразить довольно трудно и которые раскрывают тяжелейший процесс реформирования постсоветской армии. Фактически они подтверждают, что Путин использовал Сердюкова как бульдозер, который расчистил авгиевы конюшни погрязшего в безделии Минобороны, и как жёсткого организатора, который заложил финансовые и организационные основы качественно новой российской армии. Той самой, что спустя 2 года, доведённая до ума Шойгу, явила себя миру в Крыму, а потом в Сирии.

Приведу самые важные примеры из сказанного Сердюковым:

РЕФОРМА ПУТИНА, А НЕ СЕРДЮКОВА: «Ни я, ни центральный аппарат Министерства обороны не делали ничего, что не было утверждено верховным. Да мы и не имели права это делать. План реформирования вооруженных сил несколько раз обсуждался на Совете безопасности. Президент провел несколько совещаний. И председатель правительства. Я уж не говорю, сколько было межведомственных совещаний».
РМ: Помню, как когда все называли реформу сердюковской, а некоторые кричали «Сердюков развалил армию», я талдычил, что ни одного ключевого решения Сердюков не принимал без Путина, что это реформа имени Путина, проводимая руками Сердюкова. Ух, сколько было обвинений меня в продажности и криках псевдопатриотов! Смешно, ей-богу, сейчас вспоминать — хоть бы кто-то извинился. А теперь, когда примерно то же самое делает Набиуллина с банковской и в целом финансовой системой (очищает от коррупционных помоек и проводит жёсткую централизацию), повторяется то же самое — её обливают помоями, обвиняют в предательстве, а потом обнаружится, что ЦБ создал новую государственную финсистему. И опять же — делает это Путин руками исполнителя Набиуллиной при внешней независимости ЦБ.

ЗАРПЛАТЫ: «Когда шла речь о денежном довольствии, мой заместитель, Любовь Куделина, говорит: «Ну, если выбьем повышение на 10–15 процентов, это будет победа». Я ответил: «Да у нас инфляция в этих параметрах. Мы должны поднять хотя бы в три раза». Она: «Это нереально». Но в среднем мы зарплату офицерам подняли больше, чем в три с половиной раза».
РМ: Сейчас уже не вспоминают, а зарплаты военных стали расти именно при Сердюкове. При Шойгу, к слову, индексация перестала проводиться, и только в этом году вспомнили, что надо бы повысить. Но в любом случае довольство военных изменилось кардинально, начинася с 2008-2010 годов: сейчас лейтенантик в регионах чуть ли не самый завидный жених.

ЖИЛЬЁ: «У нас на момент начала реформы не было единой системы учета нуждающихся в жилье. В каждой дивизии свои списки. Офицер меняет место службы и на новом месте вновь становится на учет. Естественно, тебя ставят в конец очереди, если ты, конечно, не командир дивизии. Через три года опять переезжаешь. И опять последний в очереди. Мы сделали единый электронный реестр нуждающихся в жилье. Можешь посмотреть в компьютере, как твоя очередь движется и где какие квартиры есть. Можешь в любой момент выбрать место, где получишь свое жилье. Это, естественно, усложняло для нас работу, но все стало абсолютно прозрачно. А ведь натолкнулись на сопротивление! Повсюду были комиссии, и председатели этих комиссий, секретари, которые там рулили, манипулировали очередью, категорически возражали против электронной очереди… Вот по таким причинам реформу не принимала определенная часть управленческого корпуса… Люди считали, что им в очередной раз рассказывают какие-то басни. Не верили: о чем вы нам тут рассказываете? Это же просто нереально! Но мы в первый год построили 20 тысяч квартир и раздали. На следующий год 50 тысяч квартир. Очередь на треть сократилась за один год. А копилась она много десятилетий. Понятно, что люди уже начинают по-другому относиться…»

СТАРЫЕ КАДРЫ: «И вдруг выясняется, что ротация должна происходить минимум раз в три года. Что это означает? Я служу в Москве, а мне предлагают ехать на Дальний Восток. Не хочу! Тем более что предлагается заняться подготовкой личного состава. Командир взвода должен принять взвод, ротный — роту. А он никогда солдат не видел! В воинской части 100–150 солдат. И в десять раз больше офицеров. Офицер числится командиром роты, через два года — заместителем командира батальона. А у него нет ни роты, ни батальона. Он так дорастает до командующего армией. А командовать никем не умеет. Ну вот, скажем, такой пример. Освободилась должность командира бригады в одном из округов. Я говорю: «Давайте проведем там выездную коллегию и пригласим нескольких выпускников из Академии Генерального штаба». Троих с золотой медалью, двоих с красным дипломом. Заходит первый — с золотой медалью. Ему задают вопросы, ни на один ответить не может. Пропустили через коллегию всех пятерых. Так и не подобрали командира бригады»… Есть большая армия, но чем она занята? Офицер либо дежурный по парку, либо дежурный по части. Либо готовится к дежурству, либо отдыхает после него. За исключением, конечно, космических войск, которые постоянно несут боевое дежурство. Но большая часть армии жила именно так. А когда же заниматься боевой подготовкой, осваивать новую технику»?
РМ: Чистая правда, которую не признает ни один военный. Та проблема, с которой мог справиться только пришлый, который мог относительно спокойно резать по живому и выгнать тех, кто привык командовать пустотой. 

КОМФОРТ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ: «Дети офицера должны получать полноценное образование. А если он служит в маленьком городке, где практически ничего нет? Приходит офицер домой, ему жена говорит: «Зачем я вышла за тебя замуж? Посмотри, какие у нас дети талантливые, а тут даже преподавателя нет ни музыки, ни рисования». Это важно для службы — какая аура в семье. Мы понимали, как устроены вооруженные силы и вот эта социальная часть в Соединенных Штатах, в Германии. Присматривались к опыту стран, где служат в не очень комфортных условиях, в Швеции, допустим, или Финляндии, где есть очень холодные регионы. Но надо было уложиться в бюджет, который нам выделен. Конечно, хорошо бы повсюду иметь новенькие военные городки с супермаркетами, универмагами, современными кинотеатрами… А как это сделать реальностью? Например, создавать большие военные базы поближе к крупным городам, чтобы использовать уже существующую инфраструктуру. Когда военнослужащим начали платить приличное денежное довольствие, то они стали интересны и местным властям: люди с деньгами дают толчок развитию города».

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ, ОПК: «Конечно, у нас как у заказчика было желание побыстрее получить современное оружие. А промышленность физически не может. Конфликт интересов. Они пытались как можно дольше продавать то, что давно производят. А мы стремились как можно быстрей закупить современное оружие. И мы сделали несколько серьезных шагов в сторону производителя. Мы ввели стопроцентное авансирование. То есть заводам не надо брать кредиты. Деньги предприятия получают в начале года. Могут положить на депозит и еще заработать. Но при этом мы ввели жесткий контроль за качеством. И за сроками. Когда подходит время исполнения контракта, говорим: тут у вас брак и от срока отстаете. И начинается: «У нас объективные причины…» Не принимается! Вы вовремя получили все нужные вам средства. Делайте!»
РМ: Жёстко? Да. Но только так можно было заставить шевелиться оружейников, которые отучились от грандиозных задач и жёсткого режима. И нечего обижаться. Пусть вспомнят, как Берия поступал с их братом. Тем более что в результате оборонка заработала на высочайшем уровне — первые массовые изготовления современного оружия начались при Сердюкове.

ГРАЖДАНСКИЕ АКТИВЫ: «На содержании Министерства обороны было 340 всевозможных предприятий. Например, 27 совхозов, где директор совхоза полковник. Мы всех офицеров вернули в армию. Всю эту структуру приватизировали… Я уж не говорю о том, чего стоит такое огромное хозяйство. Мы самолетами возили трубы для починки котельных. А на содержании Минобороны — 25 тысяч старых котельных! Ремонтировать их и содержать — разорительно для страны… Продали то, что возможно продать. То, что невозможно продать, передали обратно муниципалитету».
РМИ: это то самое имущество, распродажа которого и погубила Сердюкова. Но как говорил ранее, так и повторю, что при таком объёме имуществе, которое пришлось продавать блондинкам Сердюкова, совсем не своровать могли только ангелы — особенно в нынешнем-то обществе. Однако сам принцип был верный и опять же исходивший от Путина — армию нужно было принципиально избавить от этого балласта. И уже после этого Шойгу стал возводить новую инфраструктуру, в том числе и гражданскую. Но это уже совсем другие, новые активы, а не старьё.

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА: «Молодой офицер — это либо ротный, либо взводный командир. А если в подчинении нет личного состава, ты не бегаешь. Сам, что ли, будешь бегать? Не будешь. Мы нашли выход. Если ты мастер спорта, получаешь дополнительный оклад. Если в двух видах мастер спорта, два оклада. Если кандидат в мастера спорта, получаешь половину оклада. Если перворазрядник — треть или четверть оклада. Вперед! Вы себе не представляете, что началось. Люди реально стали заниматься спортом. Это же военный городок. Сосед получил дополнительный оклад. Жена что мужу говорит? Иди, занимайся! Начали сдавать нормативы офицеры всех уровней, включая центральный аппарат. В бюджете была отдельная статья — 40 млн на то, чтобы шить форму для офицеров с нестандартной фигурой. Если ты в нормальную форму влезть не можешь, то выделялись деньги и ты себе перешивал кители, рубашки. Мы эту норму убрали».

***

Бесспорно, в действиях Сердюкова хватало и ошибок (в частности, с закупками зарубежного оружия, закрытием некоторых военных вузов), и чрезмерностей, перегибов, в том числе и в общении с заслуженными военными. Однако по сравнению с результатом это мелочи — лес рубят, щепки летят. И в исторической перспективе его действия — уже можно сказать это — оказались оправданы. Недаром его интервью названо «Все всё увидели». Но все ли?

Источник: https://cont.ws/@russkiy-malchik/959704