Газета The Independent сообщила, что самой пьющей страной в мире стала Литва. Дальше идут Австрия, Эстония и Чехия. Россия замыкает скорбную пятёрку лидеров.
Насколько можно доверять этому исследованию?
Сложный вопрос. С одной стороны, на графике чётко видно, что в 2000 году в России потребляли 10 литров алкоголя на душу населения в год, а в 2013 году эта цифра выросла до 11 литров. Вместе с тем вполне очевидно, что пить в России за последние 15 лет стали меньше — рюмочные закрываются, на месте закрытых рюмочных открываются спортивные клубы.
Такое расхождение цифр с реальностью объясняется тем, что за эти годы «левой» водки в магазинах стало меньше, а легальной, наоборот, больше. Статистика официальных продаж растёт:
http://romix1c.livejournal.com/79337.ht
Заболеваемость алкоголизмом, наоборот, пусть медленно, но всё же снижается:
http://alcdata.ru/Alcoholic_psychos
Статистика по другим странам также вызывает серьёзные вопросы. Так, например, в Финляндии пьют довольно много даже по официальным данным, по 9 литров на взрослого человека в год. Однако алкоголь в Финляндии стоит очень дорого, поэтому в «стране тысячи озёр» процветают контрабанда алкоголя и самогоноварение — в статистике это обстоятельство не учтено…
Также для полноты картины стоит упомянуть про известную журналистскую ошибку — попытку напрямую поделить производство спирта в России на количество россиян. Так делать нельзя, так как основе спирта делают не только спиртное, но и разнообразную бытовую химию, которую сейчас в России всё же массово не пьют.
В общем, до катастрофы нам далеко, и двигаемся мы даже в правильную сторону, в сторону замены алкоголя на менее вредные наркотики типа спорта и компьютерных игр.
Однако движение это идёт, на мой взгляд, очень медленно. Лично я считаю правильным резко ужесточить алкогольную политику государства — без размахивания шашкой а-ля Горбачёв, но и без излишних сантиментов.
Более конкретно я бы внёс следующие изменения в законодательство:
1. Запрет употребления алкоголя в общественных местах, включая рестораны, кафе, ночные клубы и даже находящиеся вне квартир граждан места проведения свадеб.
2. Запрет на показ по телевидению и в кино кадров употребления алкоголя, если таковые не входят в старые фильмы, представляющие собой художественную ценность.
3. Запрет на показ фильмов, сюжет которых строится исключительно на пьянстве — вроде той же «Иронии судьбы».
4. Запрет на употребление алкоголя на официальных мероприятиях и дипломатических приёмах, а также запрет на употребление алкоголя на праздничных новогодних телепередачах. Большие штрафы юридическим лицам за алкогольные напитки на корпоративах.
5. Запрет на любую рекламу алкоголя, включая рекламу в СМИ, уличную рекламу и рекламу посредством спонсорства. Запрет на продажу алкоголя вне специализированных магазинов и запрет на рекламу этих магазинов.
6. Большой налог на этикетку. Грубо говоря, с бутылки со стандартной надписью «водка» нужно будет заплатить 100 рублей налога, а с бутылки с надписью «водка „Гранёный“» уже 300 рублей налога.
7. Принудительная доставка в вытрезвители пьяных граждан из общественного транспорта и тому подобных мест — даже тех, кто ведёт себя относительно спокойно.
8. Жёсткий запрет на алкогольные шутки в духе «ура, пришла пятница» и «опять тяжёлый похмельный понедельник» — вплоть до отзыва лицензий у радиостанций, ведущие которых не умеют шутить на другие темы.
9. Выдача стоящим на учёте и исправно посещающим врача-нарколога пациентам рецептов на «социальную» водку, которая будет производиться государством и стоить дешевле.
10. Популяризация альтернативных способов смягчения реальности, от транквилизаторов (по назначению врача) до Доты.
Разумеется, я обрисовал сейчас некий идеал — те изменения в законодательство, которые я хотел бы видеть полностью воплощёнными в реальность где-нибудь через 10 лет. Повторюсь, нам очень важно учесть печальный опыт прошлых антиалкогольных компаний и не наломать дров.
Вполне очевидно, что если мы сделаем алкоголь недоступным, пьющие люди перейдут на «палёную» водку, которая не добавит им здоровья. У пьющих людей должна остаться возможность спокойно купить себе спиртное и культурно употребить его дома. Также очевидно, что если мы завтра запретим алкогольным компаниям любое спонсорство, целый ряд спортивных мероприятий просто уйдёт из России. Нужно заранее продумать, кем алкоспонсоров можно будет заменить.
Однако кое-какие меры не встретят серьёзного сопротивления и могут быть реализованы очень быстро: так, например, вряд ли запрет на повторение обрыдлых алкогольных шуток про «пятницу» и «понедельник» сильно кого-нибудь обеспокоят.
Конечно, борьба с алкоголизмом — не слишком электорально привлекательная тема, потерять на ней политические очки гораздо легче, чем заработать. Но всё же наши власти последние 15 лет достаточно жёстко душат как минимум рекламу алкоголя: это ясно показывает, что политическая воля решать проблему в России есть.